Статья в газете "Русский очевидец"

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером

Статья в газете "Русский очевидец"

Сообщение Yuriy » Сб дек 18, 2010 12:16 am

Вот что опубликовано в газете «Русский очевидец» (опубликовано 20/03/2010).
http://rusoch.fr/guests/richter.html?cf ... cformsform
Несколько позднее я обязательно прокомментирую этот текст, главным образом, изложенные факты.

Три концерта
Отвратительное лето 97 года с дождями в первой его половине и невыносимым зноем во второй унесло от нас не только Рихтера. В середине июня умер Окуджава, в конце июля — Кусто. В августе мартиролог пополнили знаменитые дамы — старейшая из людей 122-летняя Жанна Кальман, принцесса Диана, мать Тереза... Невольное мортальное соседство Рихтера с ушедшими из жизни знаменитостями буквально напрашивается в качестве объяснения какой-то непонятной невнимательности, а в дальнейшем — и вовсе «забывчивости» культурной элиты по отношению к человеку, которого без всякой натяжки можно назвать гением.
Но не всё так просто — вот ведь, то же самое соседство почему-то не помешало всероссийской, в том числе и элитарной, скорби по скончавшемуся в августе того же 97-го года Юрию Никулину, конечно, артисту всячески одарённому, но в глобальной культурной аксиологии несопоставимому с Рихтером по своему художническому весу. Печальна судьба народа, делающего подобный культурный выбор.
В эти мартовские дни, когда прогрессивное человечество в очередной раз НЕ отмечает день рождения Мастера*, я хочу добавить к его портрету несколько своих, личных штрихов, основанных на непосредственном впечатлении от его игры и его присутствия.
Впервые я попал на его концерт в начале семидесятых. Рихтер выступал во втором отделении и играл соль-мажорный концерт Моцарта. Разумеется, я и до этого слышал Рихтера, но тут я впервые явственно ощутил то, что не способны передать ни запись, ни трансляция, ни прочие посредствующие структуры — обаяние гениальности. Это проявлялось во всём — и в изменчивой красоте его жестов, и в завораживающей, самодостаточной наполненности извлекаемых им из далеко не идеального «Стейнвея» звуков, и в какой-то неземной осмысленности каждой детали исполняемой им музыки. Даже внешне 57-летний Рихтер выглядел молодым и полным неисчерпаемой одухотворённой энергии. Пьянящая радость моцартовского полного дыхания, потаённая глубина субъективного чувства и безупречное владение объективной формой — всё это находилось у Рихтера в таком совершенном сочетании, что поневоле вызывало мысль о воплощенном на этот раз в исполнительском искусстве «золотом сечении».
Один из последних концертов Рихтера состоялся в 94-м году в Париже, на сцене театра Шатле. Святослав Теофилович был уже тяжело болен, передвигался с трудом, но, тем не менее, 22 июня ровно в 4 часа (это по Гринвичу, в Париже было 5 часов вечера) вышел на сцену, чтобы сыграть в первом отделении две сонаты — Вторую ре-минорную Прокофьева и Седьмую Скрябина. Обе эти сонаты, написанные в одном и том же 1912 году, устремлены как бы в различных направлениях: зрелый Скрябин, уходящий от традиционной ладогармонической системы, и молодой Прокофьев, явно тяготеющий к возрождению классических традиций. Вот эта стилевая «развилка» была передана Рихтером с поразительной, филигранной тонкостью. Но подлинное чудо произошло во втором отделении: Рихтер играл «Gaspar de la Nuit» Равеля (в сохранившейся у меня программке ошибочно указаны другие произведения автора). Мощь, с которой он обрушивал на слушателя равелевские звуковые кластеры, казалась неправдоподобной, так, наверное, грохотала Вселенная в течение пресловутых «первых трёх минут» после Большого взрыва.
Третий «штрих» — концерт, который мне сегодня хотелось бы вспомнить — состоялся в одном провинциальном городе бывшего Союза в конце 80-х. Город (в составе братской республики) явно собирался отпасть от империи зла, вследствие чего атмосфера в нём была особенно гнусной и разнузданной.
В первом отделении Рихтер играл До-мажорную сонату Брамса, сочинение большое, требующее сосредоточенного внимания. И вот к концу первой части Сонаты в зале возник какой-то гаденький шумок: публика явно ждала чего-то другого, а «скучного» Брамса, видимо, восприняла как проявление «имперских замашек». Наконец, в начале 2-й части, скорбного и величественного Andante, какая-то дамочка не выдержала и, производя ужасающий скрип и цокот, начала пробираться к выходу. Рихтер печально посмотрел в зал, снял руки с клавиатуры, встал и молча пошёл за кулисы. Публика, не привыкшая к тому, что у артиста может быть чувство собственного достоинства, не знала, как реагировать: то ли хлопать, то ли свистеть, то ли просто молчать, вследствие чего неопределённо гудела. Тут надо отдать должное ведущей: она знала, чем «купить» Святослава Теофиловича. Обращаясь к нему, но так, чтобы слышал зал, она изрекла: «Женщине плохо стало». Рихтер улыбнулся своей знаменитой «кривой» усмешкой, молча вернулся к роялю, сел, повернул к залу лицо — одновременно сосредоточенное и отрешённое, — как при мытье посуды, и произнёс: «Играть со второй части нет смысла, так что я начну сначала». Затем, стоически выдержав совершенно неуместный хамский аплодисман, он как ни в чём не бывало сыграл циклопическую первую часть Сонаты, а за ней — три оставшиеся. Во втором отделении он ещё исполнил 24 прелюдии Шопена и даже изобразил на bis крошечную детскую пьесу Шумана — на большее после невольного «полуторного» концерта у него просто не было сил. Больше в этот город Рихтер не приезжал.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ

* 20.03.1915 года (Житомир)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение timalism » Сб дек 18, 2010 6:57 pm

"Ночной Гаспар" Равеля? При этом человек имеет наглость утверждать, что в сохранившейся у него программке "ошибочно указаны другие произведения автора".
24 прелюдии Шопена?
"Равелевские кластеры"?
Да уж...
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение Yuriy » Сб дек 18, 2010 10:03 pm

Почему-то забыл поместить здесь свой комментарий, который можно прочитать на форуме Предлогова.

С интересом прочитал яркие воспоминания. Нельзя не согласиться с автором, находящим такие правильные слова: «завораживающая, самодостаточная наполненность извлекаемых » звуков, неземная осмысленность каждой детали исполняемой им музыки». Ни к кому из ныне здравствующих и ушедших пианистов они не подходят так, как к Рихтеру. Но всё же нельзя так свободно обращаться с фактами. 1-ю Сонату Брамса, до мажор, соч. 1 Рихтер впервые исполнил в 7/3/86 в Нитре. Потом он исполнял ее в разных городах бывшего СССР во время беспрецедентной поездки по стране – европейская часть России, Казахстан, Алтай, Саяны, Сибирь, Дальний восток, Япония – и потом аналогичный маршрут в обратном порядке с конечным пунктом в Москве. При этом он сыграл эту Сонату в СССР, но за пределами России только в Целинограде 29/11/86. Шопена в программе, как и «крошечной детской пьесы Шумана на bis» тогда не было. Далее, Святослав Теофилович исполняет 1-ю Сонату Брамса в 88-ом, причем, на роль «провинциального города в братской республике» может претендовать только Львов – концерт 21/7/88. Странно, конечно, что его так встречали во Львове. В недавно вышедшей книге Ильницкой рассказывается о концертах Рихтера в этом городе в 50-ых. Это был настоящий марафон – осенью 52-го Святослав Теофилович дал подряд одиннадцать концертов – 5 сольных, 4 с оркестром и в двух выступил с Ниной Дорлиак. Студенты-музыканты ходили за ним по пятам, было состояние праздника. Что же, всё могло измениться, но странно – ведь отпадение «братьев» произошло через два с лишним года. И Рихтера вряд ли можно было считать посланником «империи», да к тому же, «зла». Но я, собственно, не об этом. Рихтер никогда не играл 24 Прелюдий Шопена, соч. 28. Более того, отдельные прелюдии в 80-ых (напр, № 21, соч. 28 ) играл только на bis. Далее, во Львове на bis он играл не «крошечную детскую пьесу Шумана», а Вагнера - Albumblatt fur Cosima - Elegie in A-flat.
Автор утверждает, что в Париже Рихтер играл «Ночной Гаспар». Не было такого никогда. Из трех пьес он играл только «Виселицу». Насколько я понимаю, это концерт 22/6/94:

PROKOFIEV
Piano Sonata No.2 in d, Op.14

SCRIABIN
Piano Sonata No.7, Op.64

RAVEL
Valses nobles et sentimentales

Miroirs - No.1 - Noctuelles
Miroirs - No.2 - Oiseaux tristes
Miroirs - No.3 - Une barque sur l'ocean
Miroirs - No.4 - Alborada del gracioso
Miroirs - No.5 - La vallee des cloches

Как можно эти пьесы принять за «Ночной Гаспар»? Тут нечего комментировать.
А ведь люди читают и всему свято верят. Не первый раз встречаюсь с таким свободным пересказом событий (связанных с Рихтером). С характеристикой же Рихтера-музыканта совершенно согласен.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение Yuriy » Вс дек 19, 2010 12:14 am

Итак, расследование, начавшееся утром, к вечеру того же дня закончилось – как в классической пьесе. Дозвонился до львовской пианистки, очень милого и отзывчивого человека. Она, разумеется, была в том концерте. Причем, сразу нашла программку! Такое, кстати, встречаю впервые. Обычно киевские музыканты толком ничего не помнят, путают годы и программы и всё такое. Так вот, такое действительно было: какая-то женщина начала пробираться к выходу. В зале была почти абсолютная темнота – горел лишь фонарь на сцене, да и происходило это сзади от моей сегодняшней собеседницы. Понять, что там случилось, было (ей, по крайней мере) невозможно. Рихтер обратился к залу как-то так (за точность не ручаюсь): «Что же, не нужно, так и не нужно» - и покинул сцену. Потом ему действительно сказали, что кому-то стало плохо, и он продолжил. Про кривую усмешку я не стал расспрашивать. Этим журналисты, падкие на сенсацию, занимаются. Не стал также рассказывать о настроении прочитанной статьи, об «империи зла» и прочее. Мне подобные разговоры не по душе.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Статья в газете "Русский очевидец"

Сообщение M.I. » Вс дек 19, 2010 10:40 pm

Yuriy писал(а):Впервые я попал на его концерт в начале семидесятых. Рихтер выступал во втором отделении и играл соль-мажорный концерт Моцарта.

К Юрию: а нельзя ли как-то датировать и это выступление Рихтера?
M.I.
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Статья в газете "Русский очевидец"

Сообщение Yuriy » Вс дек 19, 2010 11:14 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):Впервые я попал на его концерт в начале семидесятых. Рихтер выступал во втором отделении и играл соль-мажорный концерт Моцарта.

К Юрию: а нельзя ли как-то датировать и это выступление Рихтера?


Вот все исполнения Рихтером этого концерта:

MOZART
Concerto No.17 for Piano and Orchestra in G, K.453

9/4/68 – Moscow /Barshai I
10/4/68 – Moscow /Barshai
12/4/68 – Moscow /Barshai
22/12/68 – Moscow /Barshai
**4/1/69 - Leningrad - Live - Moscow C.O./Barshai - LYREC TWIC D3-60 (Cassette)* [N] [C]/ DOREMI DHR-7909/10 (2CD)** [N]
5/1/69 – Leningrad (day time) /Barshai
5/1/69 – Leningrad /Barshai
* 29/1/70 - Philadelphia - Live - Philadelphia O./Ormandy - STRADIVARIUS STR33303 (CD)**
15/1/69 – Moscow /Barshai
24/1/69 – Salzburg /Barshai
28/1/69 – Lublana /Zdravkovich
30/1/69 – Padua /Shimone
29/1/70 – Philadelphia /Ormandy
2/2/70 – Philadelphia /Ormandy
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Статья в газете "Русский очевидец"

Сообщение M.I. » Пн дек 20, 2010 11:27 pm

Yuriy писал(а):Вот все исполнения Рихтером этого концерта:
MOZART
Concerto No.17 for Piano and Orchestra in G, K.453
....................

А было ли то или иное исполнение именно во втором отделении концерта - вероятно, уже установить невозможно?
M.I.
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Статья в газете "Русский очевидец"

Сообщение Yuriy » Пн дек 20, 2010 11:44 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):Вот все исполнения Рихтером этого концерта:
MOZART
Concerto No.17 for Piano and Orchestra in G, K.453
....................

А было ли то или иное исполнение именно во втором отделении концерта - вероятно, уже установить невозможно?


Кое-что удалось установить. Возможно, в некоторых концертах было только одно отделение, а может быть, Рихтер не захотел (или забыл) записать, что было в другом отделении.

MOZART
Concerto No.17 for Piano and Orchestra in G, K.453

9/4/68 – Moscow /Barshai I (2 отделение)
10/4/68 – Moscow /Barshai (?)
12/4/68 – Moscow /Barshai (1 отделение)
22/12/68 – Moscow /Barshai (?)

**4/1/69 - Leningrad - Live - Moscow C.O./Barshai - LYREC TWIC D3-60 (Cassette)* [N] [C]/ DOREMI DHR-7909/10 (2CD)** [N] (?)
5/1/69 – Leningrad (day time) /Barshai (?)
5/1/69 – Leningrad /Barshai (?)
15/1/69 – Moscow /Barshai (2 отделение + Concerto No.27 for Piano and Orchestra in B-flat, K.595)
24/1/69 – Salzburg /Barshai (?)
28/1/69 – Lublana /Zdravkovich (?)
30/1/69 – Padua /Shimone (?)

* 29/1/70 - Philadelphia - Live - Philadelphia O./Ormandy - STRADIVARIUS STR33303 (CD)** (1 отделение; во втором - Concerto No.22 for Piano and Orchestra in E-flat, K.482 )
2/2/70 – Philadelphia /Ormandy (1 отделение; во втором - Concerto No.22 for Piano and Orchestra in E-flat, K.482 )
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am


Вернуться в Публикации о Рихтере

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron