Коньяк для Святослава Рихтера

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Коньяк для Святослава Рихтера

Сообщение Elena » Пт окт 17, 2008 8:56 pm

Коньяк для Святослава Рихтера
Виктор Ахломов

Музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера" в 1985 году только начинал свое триумфальное шествие. Святослав Теофилович Рихтер, великий пианист современности, предложил его идею с подачи и по настоятельной просьбе директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирины Антоновой. Рассказывают, что однажды в дружеской беседе с пианистом Ирина Александровна посетовала на то, что он мало играет в Москве. Рихтер ответил, что в Москве маловато залов с хорошей акустикой. Кроме того, зимой в столице всегда плотный график мировых гастролеров. Тогда-то и родился проект фестиваля "Декабрьские вечера" в Белом зале Пушкинского музея. Сегодня он носит имя Святослава Рихтера.

"Известия", проинформировав читателей о новом культурном событии, взяли на себя роль бескорыстного информационного спонсора. Музыкальные критики газеты радостно посещали концерты фестиваля, а я дополнял их обзоры и рецензии необходимыми снимками.

Что касается темы "Рихтер и фотография", то всем известно, что музыкант не только не разрешал съемки на концертах, но вообще старался как можно реже попадать в поле зрения фотокамер. Из известных мне музыкальных гениев больше Рихтера не жаловал нашего брата-журналиста только, может быть, Дмитрий Дмитриевич Шостакович...

Но вернемся в Белый зал Музея им. Пушкина. В самом начале фестиваля Рихтер принимал активное участие в составлении программ, подборе участников. Сам много играл свои любимые произведения.

"Известия" печатали подробные отчеты с концертов фестиваля. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что единственным репортером с фотокамерой, допущенным в Белый зал, был фотограф нашей газеты. Конечно, я не пропускал ни одного концерта с участием Рихтера.

Надо ли говорить, что Белый зал по количеству мест значительно уступает залу Кремлевского дворца. Так что билеты на любой концерт в нем в то время (да и сейчас) достать было непросто. Публика, как и сам фестиваль, - элитарная, с глубоким знанием и музыки, и исполнителей. Случайных посетителей здесь не заметишь.

И вот однажды я стал свидетелем редкого случая. На концерте Рихтера после очередного "биса" из глубины зала вышел молодой человек со скрипичным футляром в одной руке, бутылкой коньяка в другой и направился к сцене. Зал загудел, зашикал. Недовольство зала сквозь аплодисменты звучало по нарастающей. А парень скромно подошел к сцене и протянул Рихтеру бутылку трехзвездочного армянского коньяка. Рихтер принял подарок, широко улыбнулся, и зал мгновенно прекратил шипеть.

Возможно, Рихтер понял, что кто-то из бедных консерваторских студентов от избытка чувств решил преподнести ему вместо цветов то дорогое, что было припасено у него для студенческой вечеринки после концерта.

С этим "презентом" в руках Рихтер в сопровождении Антоновой спустился в ее просторный кабинет, где обычно переодевался перед концертом. Пользуясь официальным разрешением на съемки в музее, я тихо последовал за ними. В "артистической", где, кроме нас троих, никого не было, я надеялся сделать "неформальные" жанровые снимки.

Перехватив мой взгляд на бутылку, Рихтер произнес: "Вообще-то подобные подарки принято пробовать. Ирина Александровна, а стаканчики у вас найдутся?" Я тут же категорически отказался, и тему закрыли.

Не был ли я в тот момент опрометчив? Ведь если бы я не отказался, Святослав Теофилович широким жестом наверняка открыл бы коньяк - и в моем архиве о "Декабрьских вечерах" появилось бы несколько неожиданных "нефортепианных" этюдов.

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3121628/

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Коньяк для Святослава Рихтера

Сообщение M.I. » Пт окт 17, 2008 9:59 pm

Elena писал(а):Коньяк для Святослава Рихтера
Виктор Ахломов
Статья написана в "современном" рекламно-сенсационном стиле, и плохо передаёт атмосферу того времени, событию из которого она посвящена.
Elena писал(а): Музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера" в 1985 году только начинал свое триумфальное шествие.
Фестиваль сразу, с 1981 года был таким, каким и всегда при Рихтере (а вовсе не с 1985 года). И никакого "триумфального шествия" не было, а был ежегодный высококультурный фестиваль.
Elena писал(а): Святослав Теофилович Рихтер, великий пианист современности, предложил его идею с подачи и по настоятельной просьбе директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирины Антоновой.
Тут какая-то путаница. Получается по автору, что идею фестиваля подала и настоятельно предлагала И.А.Антонова, а Рихтер ей снова эту идею предложил, т.е. вернул обратно. Кто же автор идеи?
По-моему, идея фестиваля, действительно, первоначально была высказана И.А.Антоновой, но "настоятельная просьба" - не аргумет для Рихтера, и вряд ли имела место.
Elena писал(а): в Москве маловато залов с хорошей акустикой.
Это совсем не причина для идеи "Декабрьских вечеров". В Белом зале ГМИИ им. Пушкина акустика далеко не идеальная.
Elena писал(а): "Известия", проинформировав читателей о новом культурном событии, взяли на себя роль бескорыстного информационного спонсора.
Завидное бескорыстие! Но, простите, во-первых, "информационным спонсором", если использовать терминологию автора, всего и вся была тогда не какая-либо газета, а владелец всех Советских газет - государство. Газеты были информационным рупором государства. А, во-вторых, газета, публикуя материалы о том, что связано с именем Рихтера, поднимала свой престиж. То есть Рихтер, хотя и косвенно, поддерживал газету, а не она его.
Неплохо также вспомнить, что в то время вообще не было такого словосочетания: "информационный спонсор", а слово "спонсор" было не в ходу.
Elena писал(а): "Известия" печатали подробные отчеты с концертов фестиваля.
Красивое преувеличение. "Отчёты", действительно, бывали, но не с отдельных концертов, а, как правило, с фестиваля в целом. А то, что подробные - ну, это уж совсем сильное преувеличение. Скорее - репортажи. Да и стиль этих "отчётов" был, к большой досаде, в основном, такой: пафосный тон и скудное, тусклое содержание.
Как тут не вспомнить Н.В.Гоголя: "Всё ложь, всё мечта..."
Elena писал(а): И вот однажды я стал свидетелем редкого случая. На концерте Рихтера после очередного "биса" из глубины зала вышел молодой человек со скрипичным футляром в одной руке, бутылкой коньяка в другой и направился к сцене. Зал загудел, зашикал. Недовольство зала сквозь аплодисменты звучало по нарастающей. А парень скромно подошел к сцене и протянул Рихтеру бутылку трехзвездочного армянского коньяка. Рихтер принял подарок, широко улыбнулся, и зал мгновенно прекратил шипеть.
1. Рихтер мало бисировал на "Декабрьских вечерах", кажется, никогда не более одного раза, или вообще не бисировал. Поэтому называть его бис, если он даже и имел место, "очередным" - выдумка автора статьи.
2. Случай, когда Рихтеру поднесли коньяк, я видел из зала, правда один раз, вероятно как раз в 1985 году. Тогда поднесли не просто бутылку коньяку, а завязанный мешочек, как подарок - очевидно, предновогодний. Рихтер принял его с эстрады, развязал, вынул оттуда бутылку на показ всему залу, и, направляясь с эстрады, состроил подмигивающую гримасу и наклонил голову, как бы увлекая всех выпить вместе с ним.
Недовольного гула и шиканья зала не было явно заметно, а после того, как Рихтер вынул бутыку из мешка и показал её залу, зазвучали одобрительные аплодисменты.
Elena писал(а): Возможно, Рихтер понял, что кто-то из бедных консерваторских студентов от избытка чувств решил преподнести ему вместо цветов то дорогое, что было припасено у него для студенческой вечеринки после концерта.
Конечно, можно гадать, что именно понял Рихтер. Но не могу себе представить, чтобы "кто-то из бедных консерваторских студентов" в советское время так запросто мог позволить себе разориться на коньяк для студенческой вечеринки.
Уверен, что этот коньяк был заранее заготовлен, упакован как подарок для Рихтера.

P.S. А что, представляете себе бедного студента, пришедшего на "Декабрьские вечера" послушать игру Рихтера? В одной руке у него скрипичный футляр, в другой - бутылка коньяку. И вот он, почти как экзальтированная барыня, "от избытка чувств" вдруг решает сделать Рихтеру подарок. Он идёт из глубины зала к эстраде и вручает Рихтеру... о нет, разумеется, не скрипичный футляр, а "то дорогое", эту самую бутылку. Сцена, трогательная до слёз. Потрясающий образ!

P.P.S.
Elena писал(а): Не был ли я в тот момент опрометчив?
Полагаю, что нет. Разумеется, пропал фотосюжет под названием: "Рихтер разливает на-троих", или: "Рихтер после концерта". Зато в отношении Рихтера автор статьи поступил в тот момент вполне порядочно. За что ему и спасибо.
Последний раз редактировалось M.I. Сб окт 18, 2008 1:46 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ответить