К вопросу о репертуаре Рихтера

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером

К вопросу о репертуаре Рихтера

Сообщение timalism » Пт фев 15, 2008 2:06 pm

12-я глава книги Вадима Могильницкого "Святослав Рихтер", Хронограф из которой уже обсуждался на форуме, содержит репертуар Рихтера. В нём есть любопытные сведения. Но больше всего меня заинтересовала следующая строчка:

Бах. Искусство фуги: Контрапункты 1-4, 6, 9, 11

Причем, Могильницкий в одной из сносок указывает:
"знак ? означает, что автор не считает имеющуюся у него информацию вполне достоверной (или не располагает таковой)."
Так вот, рядом с контрапунктами из Искусства фуги вопросительного знака нет!

Есть ли у кого-нибудь из вас информация на сей счёт?
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение timalism » Сб фев 16, 2008 2:27 pm

Другие любопытные моменты из репертуарного списка Могильницкого:

Брамс. Две сонаты для кларнета и ф-но (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте указана только одна - f-moll)

Лист. Венгерские рапсодии 17, 18 (это, видимо, ошибка, основанная на уже известной нам опечатке в статье Гаккеля)

Метнер. Соната для скрипки и ф-но № 3 (?) (Каган)

Прокофьев. Токката (?)

Сибелиус. Две пьесы для скрипки и ф-но ор. ? (Ситковецкий ?)

Скрябин. Листок из альбома ор. 45 № 1 (? или ор. 58 )

Чайковский. "Времена года": февраль (?), декабрь (?)

Шимановский. Фантазия (без уточнения опуса)

Шуман. 3 фантастические пьесы для виолончели и ф-но op. 73 (Фурнье). Фантастическая пьеса для кларнета и ф-но
ор. 72 № 3 (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте только 3 фантастические пьесы для кларнета и ф-но op. 73 - опус совпадает, но инструменты разные...)

Шуман. Соната для скрипки и ф-но (Каган) - ? (этот момент, думаю, можно было бы уточнить у Н. Гутман)

P. S. Мои комментарии выделены курсивом.
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Re: К вопросу о репертуаре Рихтера

Сообщение Yuriy » Вт фев 19, 2008 11:55 am

timalism писал(а): Но больше всего меня заинтересовала следующая строчка:

Бах. Искусство фуги: Контрапункты 1-4, 6, 9, 11

Есть ли у кого-нибудь из вас информация на сей счёт?


Прежде, чем дать ответ "нет" , я все же проконсультировался со знающим человеком. Он категорически отрицал исполнение Рихтером "Искусства фуги". Тем не менее было бы интересно пригласить на форум самого Могильницкого и спросить у него. Думаю, SSK мог бы попробовать.
А вообще странно, что Могильницкий, насколько я знаю, не является участником форума.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1465
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение SSK » Ср фев 20, 2008 3:54 pm

Я передавал сообщение для Могильницкого, однако ответа не получил. Одно из двух: либо сообщение не дошло, либо Могильницкий не пользуется интернетом. К сожалению, с человеком, которого я просил передать сообщение, контакт потерян.
SSK
Moderator
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 4:00 am

Сообщение timalism » Ср фев 20, 2008 8:42 pm

К слову сказать, благодаря репертуарному списку Могильницкого мне удалось уточнить и расширить репертуар Рихтера на нашем сайте в части вокальной музыки.
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение nikolai » Вт мар 04, 2008 11:58 pm

timalism писал(а):Другие любопытные моменты из репертуарного списка Могильницкого:


Шуман. 3 фантастические пьесы для виолончели и ф-но op. 73 (Фурнье). Фантастическая пьеса для кларнета и ф-но
ор. 72 № 3 (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте только 3 фантастические пьесы для кларнета и ф-но op. 73 - опус совпадает, но инструменты разные...)




Так это и есть одно и тоже сочинение, написанное в оригинале для кларнета, но его играют практически все виолончелисты.
nikolai
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение timalism » Ср мар 05, 2008 12:18 am

nikolai писал(а):Так это и есть одно и тоже сочинение, написанное в оригинале для кларнета, но его играют практически все виолончелисты.

Да, но у Могильницкого указан другой опус для единичной пьесы (ор. 72 № 3).
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение nikolai » Чт мар 06, 2008 2:32 am

timalism писал(а):
nikolai писал(а):Так это и есть одно и тоже сочинение, написанное в оригинале для кларнета, но его играют практически все виолончелисты.

Да, но у Могильницкого указан другой опус для единичной пьесы (ор. 72 № 3).

Простите, не разглядел. Конечно имеется в виду op.73№3. Но они, кажется, играли все три пьсы в шумановской программе на "Декабрьских" 1985 года.
Вообще, книга Могильницкого - очень ненадежный источник.
nikolai
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение M.I. » Чт мар 06, 2008 11:07 pm

nikolai писал(а): они, кажется, играли все три пьсы в шумановской программе на "Декабрьских" 1985 года.


Да, играли три пьесы Шумана для кларнета и фортепиано 15 декабря 1985 года в ГМИИ им. Пушкина. Кажется, тогда Камышов играл не особенно удачно...
M.I.
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение nikolai » Пн апр 14, 2008 12:58 am

Вопросы по репертуару.
Первый. Почему-то Трио Франка, op.1 обозначено Fis-dur, хотя оно fis-moll.
Второй вопрос более заковыристый: куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром? У меня самого нет однозначного ответа.
nikolai
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение timalism » Пн апр 14, 2008 2:15 pm

nikolai писал(а):Первый. Почему-то Трио Франка, op.1 обозначено Fis-dur, хотя оно fis-moll.
Второй вопрос более заковыристый: куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром? У меня самого нет однозначного ответа.

1. Спасибо за наблюдательность, исправил. Видимо, я сориентировался на какой-то источник, где была указана тональность Fis-dur.

2. Думаю, это всё же камерная музыка. Сработал недостаток информации. У Монсенжона как жанр указано "Концерт", вот я и подумал, что с оркестром. Сейчас изменю.
P. S. Вы можете дополнить, какие там инструменты кроме ф-но?
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 494
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение M.I. » Пн апр 14, 2008 10:48 pm

nikolai писал(а): куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром?


Тут всё уже на грани с игрой слов. Можно сказать: "оркестр из стольких-то инструментов", а можно и так: "столько-то инструментов с дирижёром". Но вот какой факт. Когда в Концертино Рихтер играл довольно длинный кусок соло (по нотам, как и всё Концертино), дирижёр продолжал дирижировать, стоя лицом к оркестру. Кому дирижировал? Видимо, молчащему оркесту.
M.I.
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение nikolai » Вт апр 15, 2008 1:24 am

timalism писал(а):P. S. Вы можете дополнить, какие там инструменты кроме ф-но?

Кларнет Es, кларнет, фагот, валторна, две скрипки и альт. Задал же всем нам Яначек задачу!:)
nikolai
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение nikolai » Вт апр 15, 2008 1:43 am

M.I. писал(а):
nikolai писал(а): куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром?


Тут всё уже на грани с игрой слов. Можно сказать: "оркестр из стольких-то инструментов", а можно и так: "столько-то инструментов с дирижёром". Но вот какой факт. Когда в Концертино Рихтер играл довольно длинный кусок соло (по нотам, как и всё Концертино), дирижёр продолжал дирижировать, стоя лицом к оркестру. Кому дирижировал? Видимо, молчащему оркесту.

Я такой детали не помню, в памяти осталось какое-то особое радостное чувство от этого сочинения. Жаль, что не осталось записи.
Запись из Малого зала чем-то Маэстро не устроила, а в Доме художника, где мне довелось слышать Концертино во второй раз никто, наверное и не записывал.
А по поводу жанра, соглашусь с Тимуром, скорее все же ансамблевое, исходя из своеобразного состава. Предусматривался ли самим Яначеком дирижер, мне неизвестно.
nikolai
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение M.I. » Вт апр 15, 2008 8:58 am

nikolai писал(а): Жаль, что не осталось записи.
Запись из Малого зала чем-то Маэстро не устроила, а в Доме художника, где мне довелось слышать Концертино во второй раз никто, наверное и не записывал.


Вы знаете, эти записи "существуют в природе". Запись из МЗК я в своё время записал с передачи по радио, следовательно, она, как и весь концерт 2 августа 1980 года, должна храниться в фондах радио. Из Дома художника любители делали самодельные записи, у меня такая есть, но качество, конечно же, так себе ("на любителя"!).
M.I.
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

След.

Вернуться в Публикации о Рихтере

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron