Статьи о Рихтере

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером

Re: Публикации о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс авг 17, 2008 9:18 pm

Yuriy писал(а):интервью из брошюры Юргена Майера-Йостена по адресу
http://www.sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=69

По этой статье у меня возникло несколько замечаний.
1. <<Почитателям артиста на его «исторической родине» - в немецкоговорящих странах - повезло несколько больше...
Лев Гинзбург.>>
Замечание к публикатору статьи. Рихтер родился в Российской империи. Его отец был обрусевший немец, а мать - русская дворянка. Поэтому Россия для Рихтера - родина не только реальная, но и ни чуть не менее "историческая", чем немецкоговорящие страны.

2. <<Как раз тогда, в 1952 году, я сломал себе палец на правой руке, и притом в драке, к которой я вообще-то не имел никакого отношения. Мы сидели с двумя друзьями в каком-то буфете под Москвой, когда там появился совершенно пьяный человек, который вел себя чудовищно. Два солдата хотели его связать, но он, парень лет эдак 25-ти, оказался очень сильным и свалил солдат на пол. Мне удалось его в конце концов схватить и убедить успокоиться.>>
Этот эпизод отлично подходит для темы сайта "Рихтер и реалии советской жизни". В другой публикации о Рихтере (не могу сейчас вспомнить, кто автор) рассказано о ближайшем продолжении этой истории в станационном буфете. Этот самый, успокоенный Рихтером, пьяный парень вышел затем на платформу, и собирался броситься под поезд, но Рихтер уговорил его не делать этого.

3. <<Сам же я теперь в концертах обязательно ставлю на пюпитр ноты. Не из-за проблем с памятью, а потому что один добрый друг как-то сказал мне нечто такое, что произвело на меня большое впечатление. Его мысль сводилась к следующему: «Ладно, вы играете «Хорошо темперированный клавир» наизусть. Но подумайте - не кажется ли это вам несколько непочтительным по отношению к Баху?» Об этом я серьезно задумался и нашел, что это действительно неуважительно. Поэтому теперь я играю это сочинение по нотам.>>
В апреле 1969 года в БЗК Рихтер играл Первый том ХТК без нот. А 19 мая 1973 года он играл в МЗК первую половину Второго тома, и поставил ноты на пюпитр, но не раскрывал их. Крышка рояля, кстати, была прикрыта.

4. <<...почти каждый опускает здесь повторения. Я их играл всегда. Но после концерта обязательно приходят в артистическую музыканты и хотят знать: «Почему вы это играете со всеми повторениями?» Однако, когда я спрашиваю людей из публики, которые тоже приходят за кулисы, не было ли это слишком длинно, они всегда отвечают: «Нет, ради Бога, конечно нет!» Публика чаще всего вообще ничего не знает о повторениях, но она инстинктивно ощущает полноценное повторение как правомерное, органичное. А для музыкантов, для пианистов это всегда слишком затянуто.
...Я нахожу это просто гнусным и глупым. Вот подтверждение того, что эти пианисты по-настоящему не понимают музыки.>>
Вот оно, отмеченное Рихтером преимущество широкой публики, как справедливого судьи, о качестве концерта.

5. <<...И парижане сразу все поняли. Вообще публика в Париже реагирует как термометр, к тому же она состоит в первую очередь не из музыкантов. Я не очень-то люблю музыкантскую публику. В Германии, например, публика в музыкальном отношении несколько чересчур образована, и поэтому легко теряется спонтанность восприятия. Концерт в этом случае уже не является приключением, а скорее почти учебным мероприятием...>>
Это, по сути, о том же, что и в п. 4. Следуя за Рихтером, можно бы сказать, что широкая публика - это "люди, не испорченные образованием" (с).

6. <<Позднее, еще в Америке, я записал «Аппассионату»' в студии специально для пластинки, но и эта запись не особенно хороша. Полагаю, что запись сонаты с концерта в Москве гораздо лучше.>>
Это замечание Рихтера просто ценно само по себе.

7. <<Из Трансцедентных этюдов Листа я играю всего восемь: Прелюдию (это своего рода поднятие занавеса), фантастическую а-moll’ную пьесу, «Пейзаж», «Feux Follet» («Блуждающие огни»), «Eroica», «Дикую охоту», Этюд f-moll и «Harmonies du soir» («Вечерние гармонии»). В таком порядке я играл их в первом отделении одного из клавирабендов.>>
Именно такой было программа второго отделения концерта в Детской школе искусств №3 в Москве 17 июня 1981 года. При оглашении, дважды, - по просьбе Рихтера, - программы этого отделения название третьей пьесы было: "Блуждающие огоньки".

P.S. Да, и ещё: 17.06.1981 г. этюд f-moll был заключительным, а «Harmonies du soir» («Вечерние гармонии») - предпоследним. И, по-моему, так лучше.
Последний раз редактировалось M.I. Вт май 19, 2009 1:02 pm, всего редактировалось 1 раз.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Публикации о Рихтере

Сообщение Yuriy » Чт авг 21, 2008 11:36 pm

И снова спасибо Ксении и Лене за возможность прочитать еще одну статью, выложенную на нашем сайте:
http://www.sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=70

В частности, автор статьи пишет:

Техническое мастерство Рихтера как пианиста настолько совершенно, что публика забывает о нем. Его огромные руки могут брать децимы и одновременно терции первым и вторым пальцем.

В 61-ом В.Ю. Дельсон писал:

Рихтер имеет великолепные нервно-психические и физиче¬ские данные виртуоза. Его выносливость удивительна. Его руки точно созданы для фортепьянной игры. Их цепкость, пружи¬нистость, растяжка, гибкость поражают. Рихтер берет свободно дуодециму, может взять сразу аккорды соль—си-бемоль—ми-бемоль — соль — си-бемоль и совершенно легко и fortissimo — фа — ля-бемоль — си — ре — ля-бемоль!

Один киевский пианист, мой приятель, хорошо знавший Рихтера, рассказывал, что Маэстро свободно брал аккорд до-ми-до-ми.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Публикации о Рихтере

Сообщение M.I. » Сб авг 23, 2008 12:29 pm

Yuriy писал(а):И снова спасибо Ксении и Лене за возможность прочитать еще одну статью, выложенную на нашем сайте:
http://www.sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=70


Статья действительно отличная: живая, восторженная. Позволяет немного заглянуть в 1958 год, да ещё не из-внутри СССР, а извне (стиль такой). Приятно, что указана точная дата публикации.
Жаль только, что там Рихтер ошибочно назван 44-летним, хотя ему 43, а также, что отсутствует имя автора статьи.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Yuriy » Вс окт 10, 2010 5:52 pm

Изображение

Уголок музей Рихтера в Школе искусств № 3 Красногвардейского района Москвы.

Б. Покровский
Музыка... Театр... Живопись

(Журнал "Советская музыка" N6, 1985 )

Музицирование - это, в сущности, беседа по душам. Доверительно. Без назойливых слов-понятий, «указательных пальцев». Однако, оно - реально! Абсолютно реально, так как выражает время, настроение момента, суть и богатство человеческих эмоций, переживаний сегодня, сейчас...
Говорят, что музыка - «мир звуков». Думаю, что это слишком мало для определения этой формы общения людей. Скорее, это мир чувствований, образов жизни, включающий в себя все искусства, природу и само человеческое воображение.
Святослав Теофилович Рихтер - пианист. Он хорошо (скажем так!) играет на рояле. Хорошо! Но, «хорошо играя на рояле», он живописует нам мир, действительность в отблеске свечи, лебединой грации рисунка, живописной туманности пейзажа, причудливости натюрморта, запахе «клейких листочков», трепетании света в речке... Он видит, что играет, он любит или презирает то, что видит. Его игра не абстрактное мышление звуками, она - жизнь духа, эмоция мгновения, конкретное человеческое существование, процесс действия, динамика душевных катаклизмов. А это уже не только - «хорошо играет на рояле».
Святослав Теофилович любит рассматривать картины, любоваться ими, любит рисовать сам. Любит? Нет, это - потребность, потребность Пианиста! Он любит театр, оперу, любит режиссуру, таинство актерства. Он не может не любить театра. Он живет им. Всегда в его воображении настойчиво проявляют себя театральные образы. Он видит музыку. Речь идет не о примитивных ассоциациях, а о глубоких процессах жизни, эмоциональных, пластических и зримых гранях ее. Все это и еще многое другое составляет художественное явление, своего рода неповторимый феномен рихтеровской «беседы по душам».
Меня, конечно, привлекает режиссерское мышление С. Т. Рихтера. Пусть он как угодно протестует, но я-то знаю: уровень его театральных пристрастий и режиссерского дарования, так же как и живописного, не только высок, но и самобытен. Без них не обошлось при завоевании пианистической славы.
Дело не только в домашних играх в театр, фантазиях, шутках, дело в чувстве природного взаимодействия в опере, состояния действующего лица и музыки, выражающей это состояние. Что происходит с человеком? Что совершается?
Это «совершается» есть всегда в исполнении Рихтером любой музыки; это «происходит», в первую очередь проявляется при работе его над оперой.
Естественно, что Святослав Теофилович, зная себя как большого пианиста (читал же он рецензии о себе!), «отнекивается» от режиссуры. Не выйдет! В его «отнекивании» и протесте-маскировке столько любви к режиссуре, что я смело считаю себя вправе немного приоткрыть завесу его режиссерских опытов. Надеюсь, это будет полезно режиссерам, которые прочтут мои заметки.
Святослав Теофилович обратился ко мне с просьбой помочь ему поставить для «Декабрьских вечеров» оперу Бриттена «Альберт Херринг». «Это должно быть в концертном исполнении, никаких движений!». Так сказал он. Что ж, подумал я, нет ничего проще. И мы обнялись в знак согласия. Но неожиданность подстерегала меня на первой же репетиции. Режиссер, ставя первую же мизансцену будущего спектакля, предложил артистке бежать по центральному проходу зрительного зала с покупками и с размаху падать, едва вбежав на сцену. Надо упасть так, чтобы корзина летела в одну сторону, а бывшие в ней яблоки — в другую. Как это сделать, — неоднократно показывал режиссер. Увидев меня, он смутился и быстро сказал: «А может быть, этого не надо!». Но это было надо! Надо, имея в виду то, что этот персонаж, в ходе развития спектакля, проявлял себя как весьма чопорная дама, ханжа в юбке.
Дальше в разных местах спектакля, по проходу то ехали на велосипеде, то бегали дети с флажками, раздавая их публике, то в темноте с фонариками разыскивали убежавшего Альберта; а в антракте угощали зрителей домашними пирожками и конфетами. Публику после антракта должен был приглашать в зал валторнист, играя одну из тем своей партии. В овощной лавке Херринга лежали настоящие овощи, их было легче купить на рынке и доставить в музей, где шел спектакль, чем сделать бутафорские. Выдающиеся музыканты - друзья Рихтера - охотно занимались всем этим плюс осуществляли «шумы за сценой». В колокольчик (в опере при входе в лавку каждый раз должен звенеть колокольчик) за кулисами звонил сам Рихтер, да и колокольчик-то был уникальным, в свое время он принадлежал М. Булгакову! Суета и бесконечные экспромты окружали этот спектакль в контрасте со сдержанностью и на¬ивной степенностью, царившей в «комитете добродетели» леди Биллоус.
В конце спектакля, как высшую неожиданность для всех, объявили, что постановщиком спектакля был... я! Сюрпризы, даже шутливые мистификации, неожиданности, экспромты, импровизационность, как бы рождали музыку, а не наоборот... И Рихтер, принципиально скрывающий свое режиссерское авторство (секрет полишинеля!), это - Театр!
А где же «концертное исполнение?» - Шутка, сюрприз! Пришли на концерт, а тут - пожалуйста!
Пишу об этом совсем, не в порядке сентиментальных воспоминаний, а для того чтобы подчеркнуть в режиссерской профессии науку поиска решения спектакля. Приходится много видеть оперных (и опереточных!) спектаклей, лишенных образной режиссерской конструкции, поставленных (собранных) «вообще», вне формы, чувства жанра, характера событий, неповторимости.
Для того чтобы мысль моя была понятной, сравним этот спектакль (и его подготовку) с другим - оперой того же Бриттена «Поворот винта».
На сей раз, придя ко мне в театр, Святослав Теофилович точнейшим образом изложил мне свой постановочный план. Основные моменты были изложены им на бумаге. Мысль, характер, декорационное решение. Главная суть и детали. Роли и исполнители. Все рассчитано, обосновано, организовано. Казалось, что здесь надо было бы ждать пространных разговоров о музыке. Но, как подсказывает опыт, о музыке режиссерам много говорят только дилетантствующие дирижеры; это - факт, хотя и звучит парадоксально. А ведь дело-то простое: музыка есть, без нее не было бы оперы, обсуждать ее бессмысленно. Она есть! Есть и все тут! Обсуждению теперь подлежит все остальное. «Остальное» - это театр. Поэтому Рихтер говорит с Покровским как с человеком, которому не надо представлять музыку, объяснять ее или тем более прикрываться ею; Покровский говорит с Рихтером, зная, что фантазию его не надо возбуждать и увлекать какими-либо заклинаниями! (Я хотел бы, подумал я в тот час, чтобы иной молодой режиссер-«профессионал» показал мне такое ясное представление о своем будущем спектакле.)
И еще о музыке. Как-то пришел ко мне Святослав Теофилович с огромным списком замечаний, сделанных им после репетиции. Среди других было очень важное и трудное с точки зрения сути, эстетики и техники: как ведет себя призрак, увиденный за окном героиней спектакля? Святослав Теофилович прошел в дальнюю комнату и выглянул из-за угла так тупо и безразлично, как это сделал бы, скажем, слесарь ЖЭКа, бессмысленно любопытствующий по поводу того, сколько комнат в квартире. Мне сразу стало понятно его режиссерское желание точного сопоставления (вот что важно для оперы) того, что в это время происходит на сцене, с тем, что звучит в музыке. Не иллюстрация, а сопоставление! Стало жутко! Мы пытались добиться этого у актера. А ведь иной режиссер начнет пугать призраком, «основываясь» на музыке или «помогая» ей.
В «Повороте винта» надо, хотя это и не очень легко, убедить актера быть неестественно неподвижным. Задержи просящийся наружу жест, и эмоция, не найдя выхода, будет концентрироваться в звуке, фразе, глазах, наполнять и переполнять «жизнь духа». Вот вам пример актерского поведения для данной оперы.
Увлечение громким пением (болезнь слабых оперных певцов) вредит слову, а нет слова — нет оперы!
В комнате сдвинуты в сторону два рояля. Она сегодня принадлежит актерам. Рождаются и новая жизнь, и новые, незнаемые люди. Известные артисты и дети (почему дети знают все партии оперы и все мизансцены лучше взрослых, опытных актеров?) будто поселились в этой квартире. Расхаживают по комнатам, что-то жуют, дети - балуются (но в меру, чувствуя значение момента), в передней висят блестки - поиск будущего светового эффекта... Ставится спектакль? Не только! Рождается жизнь человеческого духа, нового, странного, но вполне реального; как рождается при исполнении инструментальных произведений Бетховена, Прокофьев.., Шостаковича... Как рождается она в цвете небольшого мазка кисти по полотну. Беседа по душам, о душе. Беседа всеми средствами сразу.
Я прошу актеров сделать небольшое, но резкое движение вперед. «Это - Бриттен!» --слышу одобрение сзади. Смотрю на рисунок Пикассо, стоящий сегодня на мольберте в комнате пианиста. Вижу страх, страсть, страдание! «Музыка Шостаковича!» - говорит мне пианист. Видимый образ, порождающий ассоциации... Искусство всеобъемлющее, вселенское.
Юбилей художника принадлежит не столько ему, сколько людям, искусству. Поэтому Святослав Теофилович не должен обижаться на меня за разглашение интимных сторон «нашего оперного содружества», ему придется извинить меня... У меня ведь есть свои профессиональные интересы - пропаганда истинной природы оперного спектакля. Я знаю, как не любит он всякого рода «разглашения», но сейчас, в год его 70-летия, я так крепко обнимаю его, что ему придется... Боже мой, как я рад видеть в нашем деле, деле оперной режиссуры, Святослава Теофиловича Рихтера!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Сообщение timalism » Вс ноя 14, 2010 12:19 pm

На днях, разыскивая в интернете "Шута Тантриса" Шимановского, случайно обнаружил интересную статью:

http://www.mgzt.ru/article/467/

Смерть - только рубеж

Благодаря огромному лбу (Г.Нейгауз сравнил его с куполом собора Св. Петра работы Браманте в Риме), скупой мимике английского аристократа и волевой нижней челюсти древнеримского полководца пианист Святослав Рихтер казался абсолютно неприступным, холодным, несколько отстраненным и уверенным в себе человеком. Но та дистанция, которая возникала между ним и залом, была расстоянием, отделяющим не аристократа от плебеев, но смертных от небожителя.

Он сыграл всё или почти всё то, что заслуживает внимания во всей мировой музыке. Его универсальность позволяла ему исполнять импрессионистов и романтиков, экспрессионистов и Баха... Его техника была недостижимо виртуозной, но даже не она являлась главной во время его исполнения. Важнее всего был интеллект этого музыканта. Ему всегда было что сказать своей музыкой, у него неизменно находились мысли, которые стоили того (даже на его самокритичный и придирчивый по отношению к себе взгляд), чтобы предложить их собеседнику-слушателю. И тогда знакомая и до сих пор тысячи раз исполненная пьеса звучала иначе: в ней находились иные акценты и оттенки, не замеченные прежде никем. Острота и парадоксальность его мышления всегда были яркими и интересными.

Странно-прекрасные ассоциативные ряды Святослава Рихтера, которыми он порой пояснял свое музыкальное или даже драматическое прочтение того или иного произведения, неповторимы и блестящи. «Чтобы сыграть «Шута Тантриса» Шимановского, надо одеться клошаром. Чтобы всё было по-настоящему. Публика, конечно, скажет, что я сошел с ума и сдаст билеты»... «В Бетховене главное - круг. Абсолютная симметрия. Но добиться этого трудно... В Скрябине круг нужно растянуть. Он уже похож на яйцо. Яйцо, обвитое змеей! В Пятой сонате нужно хорошенько по нему треснуть, и дух вырвется вон!»... «Мне не ясно, почему надо читать «Бурю» Шекспира, чтобы понять «Апассионату». «Бурю» Шекспира вообще надо читать!»

На свете немало высокотехничных музыкантов, но далеко не все они становятся большими мастерами, тем более - оказываются гениями. Кроме быстрых пальцев у исполнителя должна быть еще и голова, и в случае с маэстро на этот счет не возникало никаких сомнений: такое чело могло принадлежать только гениальному мыслителю. Его сдержанный во время концертов облик выглядел непроницаемой для посторонних оболочкой. Но глубоко личное и ярко интонированное исполнение музыки пианистом наводило на мысли о том, что герметичный для многих внутренний мир музыканта отличается от сухого и непроницаемого облика философа и стратега, сумевшего найти неповторимый и точный баланс между интеллектуальным содержанием музыкального текста и эмоциональной формой его воплощения. Однако закрытость этого музыканта, несмотря на очевидную публичность профессии, была одним из его главных принципов, создавая вокруг него ореол почти мистической загадочности и тайны, который сопровождал его в течение всей жизни...

Мне кажется, одна из тайн Святослава Рихтера состоит в том, что он все время хотел умереть, но суицид был для него невозможен: мастер был религиозным человеком...

Его периодически случавшиеся затяжные депрессии, которые он сам называл «дыркой в голове - как у Гоголя» («Совершенно очевидная мысль: в его болезни и в моей есть что-то схожее. Все клокочет, бурлит, а потом в одночасье... Тррах! И как из шарика выпустили воздух»), заставлявшие музыканта целыми неделями лежать, отвернувшись к стене, не подходя к роялю: «Лежишь, а перед тобой стена... и так хорошо»... Один из наиболее сильных приступов, сопровождавшихся слуховыми обманами - музыканту постоянно слышались навязчивые неотступные мелодии - случился в 1974 г., навсегда изменив его слуховое восприятие. Отныне пианист мог играть только по нотам, так как слышал музыку искаженной - на тон-полтора выше подлинного звучания. Приступы депрессии настигали его внезапно, в том числе во время гастролей: «В Лондоне меня мучила бессонница. Все время была красная луна. Крыши у домов как будто покачивались. Я открывал окно и издавал нечто подобное (имитирует собачий вой - очень достоверно)»...

Его странные игры с высотой, описанные Ю.Борисовым, - когда музыкант сидел на подоконнике 9-го этажа, свесив одну ногу наружу, чересчур оживленно разговаривая и жестикулируя при этом...

Его слишком частые, для того чтобы не обращать на них никакого внимания, слова о смерти, произносимые по тому или иному поводу, в той или иной форме...

Его воспоминания об игре на траурных церемониях: «Кого только ни хоронил: и Иосифа Виссарионовича, и Качалова, и Книппер-Чехову, и Юдину, и Стасика Нейгауза... А сколько концертов памяти кого-то!»... Такие темы не могли не вызывать мыслей о том, кто будет играть на его собственных похоронах: «Желающие найдутся... даже с удовольствием. Вот кто ходить потом будет?... А вы снизойдете? Только заклинаю: одну белую розу, длинную. Никаких гладиолусов».

Его прогулки по кладбищам и разговоры о надгробии, которое он хотел бы для своей могилы...

И свой открытый рояль Святослав Рихтер воспринимал, как гроб, цитируя Пушкина: «...И всех вас гроб, зевая, ждет...» Он часто возвращался к этой теме: «Человек и рояль - неразрешимый конфликт. Шекспировский!... Зевающий гроб - это про рояль, когда я не хочу на нем заниматься».

Может быть, именно потому приступы депрессии сопровождались у него отказом от инструмента, что игра для него символизировала жизнь, а не игра - смерть, и он, находясь в эмоциональном упадке и желая провалиться в небытие, отворачивался от рояля - к стене...

У него было много разнообразных эмблем и символов, сугубо персональных и непригодных для общего использования. Как, видимо, и любой из больших музыкантов, он вступал с музыкой и композиторами в особые отношения: «Видеть музыку совсем несложно - надо только немного скосить глаза. У меня ведь свой кинотеатр... только кино я показываю паль-ца-ми!» Разучивая новое произведение, он мог обратиться к его умершему автору: «Дух Шуберта, снизойди!» И пояснял присутствующему: «Всего знаком с сорока духами. Каждый со своим характером, каждый себе на уме...» И это совсем не было позерством или рисовкой.

У него были свои отношения с числами: «...на 74-й год мне нагадали что-то не совсем хорошее. И ведь Скрябин после этого (74-й прелюдии) ничего не написал - умер. А у меня - депрессия, довольно затяжная, малоприятная. Так что число 74 недолюбливаю. А еще недолюбливаю 16. Опус 16 у Шумана - «Крейслериана». Не в ладах с этой музыкой... 16-я прелюдия Шопена - ни за что! 16-й концерт Моцарта уговаривали японцы. Хороший концерт, но 17-й лучше... 16-ю прелюдию и фугу Шостаковича... даже музыки не помню».

Очень симптоматичным в контексте гипотезы о перманентном желании смерти кажется сопоставление стремления мастера сыграть придуманный, но нереализованный им концерт в голландском Делфте - пианист хотел исполнять на протяжении суток свои любимые музыкальные произведения, выбирая среди них те, которые подходили бы, по его мнению, к погоде, цвету облаков, силе ветра, внутреннему состоянию души, и сидя в той же точке, в какой стоял почти 400 лет назад Ян Вермер Делфтский, рисовавший одну из самых любимых картин маэстро - «Вид Делфта», с монологом, зафиксированным Ю.Борисовым и произнесенным музыкантом по поводу смерти одного из персонажей столь любимого им М.Пруста: «Смерть Бергота несколько театральна... но важна философия!»

Бергот вдруг спохватился, что не заметил желтое пятнышко на любимой картине. Поел картошки... (вот это не театрально, это действительно может наступить от картошки. Я ведь ее обожаю по сей день, особенно деруны. Смерть от переедания картошки - очень правдоподобно!)... и поспешил на выставку. Там его ждет «Вид Делфта» Вермера - он знает его наизусть и боготворит. Но именно сегодня он замечает краешек желтой стены. От этого открытия усиливается головокружение, и он, не отрывая глаз от желтизны, падает на диван...

Но не от стены умер Бергот! Вот! Посмотрите на эти ворота с острыми шипами, на это окошко под ними. Что это в силуэте осыпавшейся стены? По-моему, живописный лик... Лик Богоматери, охраняющей город?»

В этой немного захлебывающейся речи, в восклицательных знаках, в скачущих ассоциативных отступлениях явственно сквозят желание и стремление воссоздать такую же ситуацию для себя самого - для того, чтобы тоже умереть, как прустовский Бергот. А в тщательно продуманной программе такого концерта легко увидеть церемонию траурного ухода, которая помогла бы маэстро умереть в избранный им самим момент времени и торжественно сопроводила бы его в Аид («Это же самая большая мечта: какую-то часть жизни проводить на земле, проглотить зернышко граната и провалиться в царство мертвых. На каникулы...» ) так, чтобы в этом поступке не было суицидального оттенка. В финале этого концерта - «Шопен - после двенадцати! Демонический, изломанный, мистический, капризный, несимметричный, мужественный, божественный! В довершение - Седьмой этюд из опуса 25. Это уже прощание, смерть. После этого ничего не может быть». Кажется, яснее о своем желании умереть сказать невозможно...

И стена с желтым пятнышком с картины Вермера, быть может, напомнила бы ему в последний миг: «...перед тобой стена... и так хорошо».

Может быть, для него прекращение земной жизни было прохождением важного рубежа, вероятностью возможной реинкарнации, несмотря на православное вероисповедание. «Смерть - только рубеж» и «Святослав Теофилович Рихтер» обозначаются одинаково - СТР. На эту тему он говорил нередко и охотно: «Вы задумывались о прошлых жизнях?... Мне кажется, что художником я обязательно был. Конечно... ренессансным. Архитектором? (задумывается). Да, возможно...». Смерть позволяла выпустить «тайного узника» из сердца музыканта, давая ему возможность стать в новой жизни кем-то еще.

Как иногда кажется, в какой-то из прежних своих инкарнаций он был самураем - именно японские этнос и культура сходным образом относятся к смерти человека, считая ее гораздо более важной, чем сама жизнь. Может быть, оттого и был так популярен этот музыкант в Японии и его столь охотно приглашали туда на гастроли и для грамзаписей, что современные потомки самураев ощущали неописуемое и труднообъяснимое внутреннее сходство между ним и собой, интуитивно чувствуя в его исполнительском мастерстве постоянную готовность к смерти и настроенность на нее. Может быть, именно поэтому так естественно вплетаются танка японского поэта И.Такубоку в канву жизни музыканта. И сам пианист, вероятно, испытывал какое-то тяготение к Японии, часто с симпатией и уважением вспоминая о ее культуре, традициях и обычаях. «Путь самурая обретается в смерти», - гласит Кодекс Бусидо, и маэстро в каком-то смысле уподоблялся самураю, тоже ни на мгновение не забывая об этом главном законе японского воина.

Его образованность изумляла, словно музыкант и впрямь прежде прожил множество жизней, в которых успел узнать и понять (и не забыть в нынешней реинкарнации) множество вещей. Помимо обширнейшей музыкальной литературы он превосходно знал живопись и беллетристику, которые становились для его музыкальной мысли стимулом, рождающим потрясающий и уникальный ассоциативный ряд, объединяющий семь начал - архитектуру (за «умение тянуться вверх»), живопись (за «владение стилями»), шекспировский театр, литературу (за «помощь в постижении смысла»), черно-белое кино («потому что клавиатура черно-белая»), астрономию («всем иметь свою подзорную трубу»), сновидения («чтобы ночью не отключать мозг»)... И он разбирался во всем этом, зная и помня малейшие нюансы текстов, оттенки партитур, переходы светотеней в полотнах мастеров. Он и сам серьезно занимался живописью. Не умел он, кажется, только играть в шахматы... Может быть, именно шахматистом хотел бы он стать после смерти?..

Человек, знающий так много, не может не испытывать чувства печали, об этом сказано еще в Екклесиасте: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Создается впечатление, что многие гении, создавая свой индивидуальный мир, узнали нечто такое, о чем стоило бы рассказать остальному человечеству, попытавшись передать ему свое понимание. Но как рассказать о том, что подчас не называемо или не может быть названо (или не имеет соответствующих слов в языке)? И многие творцы пытаются искать (и часто находят) такой способ, который мог бы передать окружающим те тайны, которые стали ведомы ему, «меланхолику» и безумцу. Если же адекватный язык самовыражения отыскать не удается, то невысказанная тайна теснит душу мастера и омрачает его рассудок печалью. Вот почему «кто умножает познания, умножает скорбь»: гении узнали то, что навсегда (или надолго) останется только их персональным знанием - немногие в состоянии понять или хотя бы просто оценить их озарения, человечество «отстает» от людей, отмеченных печатью «божественного безумия». И тогда нужно либо пытаться говорить на языке будущего, рискуя прослыть сумасшедшим, что во все времена было опасным, либо изъясняться на понятном для окружающих языке (или же вовсе молчать, отвернувшись лицом к стене с желтым пятном); но тогда невысказанная тайна навсегда может остаться причиной депрессии или иного психического расстройства...

Смерть Святослава Рихтера прервала его творчество. Но очень хочется думать, что столь насыщенная и плодотворная жизнь была только одной из многих реинкарнаций этой выдающейся личности. Люди, которые так щедро одарены, не могут хотя бы иногда вновь не возвращаться на Землю - для того, чтобы успеть сделать все то, что были обязаны исполнить и для чего были предназначены. И совсем не обязательно, чтобы они снова становились художниками или композиторами: великая личность несет свою уникальную миссию, пребывая в любом качестве...

И очень хочется, чтобы спустя какое-то время можно было повторить вслед за мемуаристом: «На крыльце появилась Нина Львовна (жена пианиста) и приветливо сообщила: «Еще четыре минуты!» Ровно через четыре минуты появился Он. В синем кимоно»...

Игорь ЯКУШЕВ, кандидат медицинских наук.
Архангельск.
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 489
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение M.I. » Вс ноя 14, 2010 10:06 pm

timalism писал(а):Один из наиболее сильных приступов, сопровождавшихся слуховыми обманами - музыканту постоянно слышались навязчивые неотступные мелодии - случился в 1974 г., навсегда изменив его слуховое восприятие. Отныне пианист мог играть только по нотам, так как слышал музыку искаженной - на тон-полтора выше подлинного звучания.

Статья замечательная, но нужно сделать уточнение: Рихтер стал играть играть "только по нотам" с конца 1981 года.

P.S. Кстати, не знает ли кто-нибудь, что означает слов "клошар"?
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение timalism » Пн ноя 15, 2010 12:11 am

M.I. писал(а):[...] не знает ли кто-нибудь, что означает слов "клошар"?

Клошар (фр. сlochard) - бездомный, нищий, бродяга. Одним словом, бомж.
timalism
Site Admin
 
Сообщения: 489
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва

Сообщение M.I. » Пн ноя 15, 2010 10:08 pm

А "Шут Тантрис" - что это за образ?
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Сообщение Panzerino » Сб ноя 20, 2010 12:55 pm

M.I. писал(а):А "Шут Тантрис" - что это за образ?

Это персонаж вероятно из пьесы Э. Хардта (Ernst Hardt, Friedrich Wilhelm Ernst Hardt) "Шут Тантрис", 1907, драма в 5 действиях (Tantris der Narr (1907). Мейерхольд когда то ставил ее.
У Шимановского, в его фортепьянного цикла -"Маски", вторая пьеса, «Шут Тантрис». Она посвященная Нейгаузу.
Panzerino
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 21, 2010 12:19 am

Panzerino писал(а):
M.I. писал(а):А "Шут Тантрис" - что это за образ?

Это персонаж вероятно из пьесы Э. Хардта (Ernst Hardt, Friedrich Wilhelm Ernst Hardt) "Шут Тантрис", 1907, драма в 5 действиях (Tantris der Narr (1907). Мейерхольд когда то ставил ее.
У Шимановского, в его фортепьянного цикла -"Маски", вторая пьеса, «Шут Тантрис». Она посвященная Нейгаузу.

Спасибо.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Статьи о Рихтере

Сообщение Yuriy » Сб окт 13, 2012 7:22 pm

В Харькове издана небольшая книга музыковеда Нинель Борисовны Либероль «Аккорды любви». В переводе на итальянский ученика Г.Г.Нейгауза Валерия Воскобойникова рассказ, посвященный концертам Рихтера в Харькове, выложен здесь:

http://sviatoslavrichter.blogspot.it/20 ... sa-di.html

Мне обещали в конце октября эту книгу привезти. Пока смог услышать от Воскобойникова по телефону изложенную в книге историю. Для чтения с сайта могу посоветовать использовать переводчик Google. Смысл понять можно. Перевод, прямо скажем, далек от совершенства. Одну страницу можно прочитать по-русски:
http://1.bp.blogspot.com/-k3pPJYnrDE4/U ... ticolo.jpg

В рассказе много неточностей, касающихся репертуара Рихтера. В сносках в книге эти неточности отмечаются. Они удивляют – как можно писать об этюде Шопена №5, ор.10, о «Мазепе» Листа, на самом деле не входивших в его репертуар?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Статьи о Рихтере

Сообщение Yuriy » Пн июл 07, 2014 12:34 pm

На днях получил бандероль из-за границы, в которой два диска с документами. Я не представлял себе, что кто-то может так серьезно заниматься материалами в прессе о Рихтере. Представьте себе шесть документов в pdf и в каждом по восемьдесят страниц – это копии газетных и журнальных статей, в основном на английском и немного на немецком. На втором диске восемь документов по сорок страниц – копии аннотаций к дискам. Было такое общество «у них» почитателей Рихтера. Они с любовью занимались собиранием и сохранением информации. Я когда-то послал разным людям копии статей из нашей прессы. Надеюсь, они тоже дошли до членов общества. Правда, сейчас оно, кажется, перестало функционировать. С одним из активистов я пытался переписываться, но энтузиазма с его стороны не заметил.
В связи с полученными материалами вспомнил дурацкую полемику на «классике», в пылу которой некоторые «знатоки» утверждали, что миф о Рихтере создала советская пропаганда, что нужен был официальный «первый» и прочее в таком духе. Чушь полная! Посмотрел часть полученных материалов и понял, что мое собрание количественно уступает заграничному. Если сравнить собранное в музее-квартире Рихтера, то вряд ли у нас наберется такое количество. Возможно, какие-то статьи содержат критику, но и у нас такое было. Читать все это придется долго.
Возможно, уже писал, что весной мне прислали копии писем Рихтера к будапештскому музыкальному деятелю, Павлу Фейеру. Очень интересно. Например, в одном рассказывается о пребывании в домике, как я понимаю, возле, Тарусы (решил процитировать перед очередным фестивалем Фонда Рихтера):

Дорогой Павел Юльевич!

Где Вы сейчас? Отдыхаете-ли? Или в заботах в театре?

Нина Львовна и я окунулись в природу - живем в деревне на берегу чудной реки. Правда – в этом деревенском доме стоит мой рояль и я играю (к сожалению, очень лень) этюды Шопена (по 3 часа в день) и A-durный концерт Листа (по 2 часа). Дело в том, что через 2 недели у меня будут гастрольные концерты на Северном Кавказе.
Нина Львовна Вас очень часто вспоминает и я тоже.
Хотим Вас видеть.

Шлю сердечный привет

С. Рихтер

---------------------------------

Насколько я понимаю, речь идет о предстоящих гастролях в Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске, Орджоникидзе и Ставрополе – август-сентябрь 59-го. Рихтер с Натаном Рахлиным исполняют 2-й концерт Листа, а с Лео Гинзбургом еще и 1-й Бетховена. В сольных концертах он играет Гайдна, Шопена, Равеля, Дебюсси и Рахманинова. Иногда перед концертами что-то рассказывает лектор Елизавета Лойтер. Не раз думал – что же могла она рассказать перед его концертами, и как он относился к подобным лекциям. Как тяжело не навредить в подобной ситуации. К слову, недавно посмотрел по телевизору диалог Познера с Казинником о музыке и не только. Произвело неприятное впечатление. Кто-нибудь ее видел? Но это, разумеется, другая тема, если вообще передача того заслуживает.
Возвращаясь к Рихтеру, скажу, что многие его концерты сопровождались вступительными лекциями, особенно, на заводах и проч.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re:

Сообщение M.I. » Сб июл 12, 2014 10:59 pm

timalism писал(а):На днях, разыскивая в интернете "Шута Тантриса" Шимановского, случайно обнаружил интересную статью:
[i]Благодаря огромному лбу (Г.Нейгауз сравнил его с куполом собора Св. Петра работы Браманте в Риме)...

Я давно уже хочу поделиться своим представлением о том, что имел в виду Г.Г.Нейгауз, говоря Рихтере: "В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится словно младенец на руках рафаэлевской мадонны." Под "куполом" понимаю зенсь вовсе не архитектурные сооружения, созданные известными итальянскими мастерами. По-моему, тут речь идёт о сходстве формы лба у Рихтера и двух упомянутых личностей. Они действительно имеют портретное сходство. Т.е. слово "купол" в данном случае означает литературно-патетическое изображение формы лба, верхней части головы.
А если перевести сказанное Г.Г.Нейгаузом на прозаический язык, то получится так: "В его черепе, напоминающем черепы Браманте и Микеланджело...".

Yuriy писал(а):Одну страницу можно прочитать по-русски:
http://1.bp.blogspot.com/-k3pPJYnrDE4/U ... ticolo.jpg

И текст, и фото на этой странице очень интересные.
M.I.
 
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Re: Статьи о Рихтере

Сообщение Yuriy » Вт окт 21, 2014 11:46 pm

В прошлом году мне подарили вырезку из «Известий», но, к сожалению, без даты. Заметка называется «Концерт для одного слушателя». Вот ее текст:

Как подарок судьбы восприняли варшавские меломаны выступление Святослава Рихтера. После концерта состоялось интервью, взятое по горячим следам, пока публика под впечатлением услышанного неохотно покидала зал.
Любовь к Вагнеру искушает его, признался Рихтер, взяться за дирижерскую палочку. Однако он не знает, когда это может случиться… Что касается сегодняшнего вечера, он так жалеет, что не услышал исполнявшийся перед его выходом на сцену октет Стравинского!
И тогда произошло неожиданное. Узнав, чем огорчен Рихтер, восемь музыкантов, исполнявших октет Стравинского, вместе с известным дирижером Витольдом Ровицким снова поднялись на сцену, а Святослав Теофилович спустился в зал. Это был единственный за всю историю Варшавской филармонии концерт для одного слушателя.

Н.Ермолович,
Соб. корр. «Известий».

-------------------------

Я попытался определить, когда же это могло произойти. Рихтер только во втором отделении, а в первом играют другие. Такое чаще бывает, если музыкант играет с оркестром. Всего Рихтер в Варшаве выступал 40 раз, причем, не всегда в филармоническом зале. Сольные его концерты в Варшаве всегда состояли из двух отделений. Если он играл с оркестром, то дирижировал Ровицкий. Итак, скорее всего, это был концерт (программа, как вы увидите, соответствует тематике)

27/09/58 - Варшава. Зал народной филармонии. I концерт фестиваля современной музыки.

Прокофьев
Концерт №5 G dur op.55
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Re: Статьи о Рихтере

Сообщение Yuriy » Чт дек 29, 2016 3:21 pm

У меня есть несколько статей о Рихтере на французском. Вот, если бы кто-нибудь смог их перевести. Одна из статей:

Le Monde de la Musique, 1985
https://yadi.sk/i/C-dx059Z35in57

https://yadi.sk/i/72k1xywB35inDo

https://yadi.sk/i/b9z9wyw835inL2
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

Пред.След.

Вернуться в Публикации о Рихтере

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron