Страница 1 из 1

Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Пн май 05, 2014 1:32 am
Yuriy
В эти тяжелейшие дни бывают просветы. Они не снимают напряжения, но как-то уводят в сторону, пробуждают воспоминания о лично увиденном, услышанном, пережитом. В данном случае хочу поделиться не своими знаниями, а полученными от далеких в смысле расстояния людей, хранящих бесценные документы, способные познакомить с «трудовыми буднями» великого Музыканта. К сожалению, пока не могу называть имена. Может быть, всему, с чем познакомился, суждено увидеть свет, и все будет издано. Так вот, из письма Нины Львовны, написанном в 64-м году, узнал, что Рихтер собирался в Канаду, а потом в Мексику на целых три недели. Почему-то последнюю поездку он не смог осуществить. От себя добавлю, что первый концерт этого американского турне состоялся 21/09/64 в Монреале, а последний – в Королевском театре Виктории 28/10/64. За это время Рихтер дал 12 концертов. Но и перед заокеанской поездкой он не отдыхал – были концерты в Зальцбурге (25,28/08), Эдинбурге (знаменитые - с Росторповичем – все пять сонат Бетховена 31/08/64, Ошерхолл, ночной концерт) и сольный (02/09) а также Люцерне (05/09). Думаю, не раскрою чужих секретов, если процитирую Нину Львовну:

Слава чудно играл в Зальцбурге, в Люцерне и других местах, но конечно устал.
Эдинбург мне не понравился, хотя объективно – там красиво, но такое всё чужое!


И вот, что написал сам Маэстро о своих гастролях:

Возвращаюсь из четырехмесячного турне обратно домой. Много видел и много играл (иногда не плохо).

И не могу удержаться, чтобы снова не процитировать Нину Львовну (это уже новая поездка):

Уже 10 дней мы в Зальцбурге. Была чудная солнечная погода, все кругом было ослепительно красиво. Мы жили в чудном отеле, в парке, тихо, уютно. Слава своими концертами не очень доволен, но все кругом только о нем и говорят. Он, бедный, не может и двух шагов сделать ни на улице, ни в театре, чтоб его не останавливали восторженные поклонники. Вы знаете, как он это любит!!

Как я их понимаю, и их потрясение от встречи с этим единственным в своем роде искусством. А он о своей деятельности пишет в начале 64-го так:

Я немного заболел, - переутомился и кружится голова. Но все же, скоро придётся опять играть, играть, ехать в поезде, опять играть и, конечно, искать хорошие впечатления.


Письма Рихтера - интереснейшая тема! Хотелось бы, чтобы люди, их хранящие откликнулись. Далеко не все письма изданы или могут быть изданы. Но за каждым из них личность великого человека, какой-то новый штрих к его портрету, "феномену Рихтера".

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Пн май 05, 2014 10:23 pm
M.I.
Yuriy писал(а):...хочу поделиться не своими знаниями, а полученными от далеких в смысле расстояния людей, хранящих бесценные документы, способные познакомить с «трудовыми буднями» великого Музыканта. К сожалению, пока не могу называть имена.

Я, также не называя имён, хочу процитировать письмо Рихтера со штемпелем отправления на конверте: 26.3.93.
= Шлю приветы из Италии, где к сожалению главным образом болел и пришлось несколько концертов отменить. Я мечтал о солнце в Сицилии, а было холодно, ветрено и в результате пришлось морем выехать в Геную. Сейчас я "отдыхаю" от гриппа,- довольно глупое занятие. С самыми хорошими пожеланиями. Ваш С.Р. =

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Пн окт 27, 2014 12:31 am
Yuriy
Что-то недавно подвигло меня вспомнить, как Микельанжели играет 1-й Том прелюдий Дебюсси. Помню, как много лет тому назад его исполнение произвело на меня плохое впечатление. Как будто что-то консервированное, зато отличного качества. Это не по мне. И вот я наталкиваюсь на письмо Рихтера Павлу Фейеру в Будапешт, в котором рассказ об очередном фестивале в Гранж де Мэле (XII-й фестиваль-1975; там Рихтер 28-го июня играл оп.106 Бетховена):
----------
В Туре прошло всё очень хорошо..... даже Микельанджели приехал! (правда, он очень хорошо играл звуки и ноты, но не музыку).
----------

Какие точные слова! На разных форумах я не раз пытался объяснить свое отношение к искусству знаменитого итальянца. А Рихтер констатировал факт (как он понимал), и как это мне понятно и близко. Собственно, это два разных полярных подхода к исполнительству: пианист и музыкант. Сразу вспоминается рассказанное Виктором Зелениным: они (композиторы) – гении, а мы лишь выполняем их волю. Не раз обсуждалось: может ли исполнитель быть гением? Предлагаю такую формулировку: пианист не может, может – музыкант. Собственно, среди играющих на фортепиано гений один. Правда, традиционно надо таковым считать еще Листа, но тут никто ничего конкретного сказать не может. А Рихтера мы слышали – какое счастье!

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Вс ноя 09, 2014 8:43 pm
yulia
Уважаемый Юрий, какой же Вы счастливый человек! И какое счастье, что Вы есть! Ведь мы, молодые, уже не можем услышать Маэстро... А Ваши рассказы, Ваши впечатления как бы приближают к осознанию масштаба этого Музыканта. Спасибо большое! Хоть бы на минутку услышать Его!...

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Сб июл 04, 2015 6:44 pm
magrit
Письма Святослава Рихтера и Нины Дорлиак Палу Фейеру. Текст писем по-венгерски и по-русски. Факсимиле и неопубликованные фотографии.
(Книга издана на средства венгерских поклонников Святослава Рихтера) Budapest 2015. После 15-го июля в магазинах.[https://www.facebook.com/groups/2207754680/]

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Пт янв 15, 2016 12:00 am
Yuriy
Кто-нибудь обращал внимание на автограф Рихтера, показанный в Рижском фильме 1967-го года:

Любимому Генриху Густавовичу в день Шопена, Листа, Скрябина от любящего всех четырех Славы Рихтера
14/I 1952

?

Ну не родились же они 14-го января! (Сегодня тоже 14-е января.)
Объяснение простое: Рихтер дал концерт в этот день, и в программе были сочинения именно этих композиторов. Впрочем, убедитесь сами:
https://yadi.sk/i/3JEVlS-cmyfZA

Замечу, что большая часть концерта записана, этюды Скрябина были изданы фирмой «Мелодия» (моя любимая пластинка с молодых лет), записи Шопена и Листа существуют как «РТ».

Re: Письма Рихтера

СообщениеДобавлено: Вс окт 22, 2017 1:20 pm
Yuriy
В 2015-м году в Будапеште были изданы письма Святослава Рихтера и Нины Дорлиак к их венгерскому другу, директору Будапештского оперного театра Павлу Фейеру (Fejér Pálhoz). Письма сохранились у Sztankó Magda, набирала тексты на венгерском и русском Nagy Margit. Они любезно разрешили выложить тексты писем на моем сайте:
https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/

(В нижней части страницы.)
Сохранены стиль, пунктуация и орфография Рихтера.

Это собрание воспринимается как своеобразный дневник великого Музыканта. Как всегда, строгая, критическая оценка своих концертов. Последние письма трагичны. Невозможно спокойно читать, пусть о далеких, но как бы прямо сейчас развивающихся тяжелых событиях в жизни этого удивительного человека, следить за его угасанием.

Спасибо всем, кто принимал участие в издании этой очень нужной книги, дополняющей известные свидетельства.
-----------------------------------------------------------------
Вот последнее, 170-е письмо из этого собрания:
10/10/97 [Москва]
Письмо Нины Дорлиак.

Дорогой Павел Юльевич
Вы сказали мне по телефону: «Теперь мир будет другой».
Да, Павел Юльевич. Всё теперь другое и мне жить невыносимо без него, ходить на кладбище невыносимо. Я не могу понять, что он лежит, а я стою, и все кругом стоят.
Смысла для меня нет в этой жизни; но я все делаю, чтоб сохранить о нем в памяти людей всё как было. Только у меня совсем мало сил.
Обнимаю Вас
Нина Дорлиак
---------------------------------------------------------------------

Любящим Святослава Рихтера, «Музыканта века» и просто человека, надо пытаться сделать всё возможное, чтобы память о нем сохранялась в род и род.