"три кита"

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

"три кита"

Сообщение Yuriy » Вт сен 19, 2006 1:31 am

Вот выдержка из книги Я.Мильштейна “Вопросы теории и истории исполнительства”:

- Учу сейчас (сказано в ноябре 1973 года—Я. М.) Hаmmerklavierсонату. Это один из тех трех китов (Hammerklavier, Вариации на тему Паганини, Второй концерт Прокофьева), которые я давно собирался выучить, но так и не осуществил задуманного.

Как известно, Святослав Теофилович справился с двумя из этих китов, а как же третий, т.е., Второй концерт Прокофьева? Тем более, в той же книге Мильштейна читаем:

- Из всех фортепианных концертов Прокофьева больше всего люблю Второй, затем Четвертый (леворучный); на третье место ставлю Третий концерт. Особо отношусь к Пятому.

Со слов Г.Г.Нейгауза мы знаем, что по рихтеровской фантазии в третьей части Второго концерта “дракон пожирает детей”.

А теперь фрагмент из интервью ученицы Г.Г. Нейгауза, пианистки из Одессы, Людмилы Наумовны Гинзбург (опубликовано в газете “Вечерняя Одесса” 19.03.85):

Эпизодов могла бы рассказать много. Но вот один, достаточно ярко его характеризующий.. В 1946 году я заканчивала аспирантуру. Готовила второй фортепианный концерт Прокофьева. И аккомпанировать мне должен был Нейгауз. Но профессор был перегружен и предложил переговорить с Рихтером, попросить его выступить со мной. Признаюсь, не без волнения я подошла к нему, знала, насколько он уже загружен сольными концертами. Ведь уже в это время к нему пришла слава. Но Рихтер сейчас же согласился. Он много работал со мной. Прокофьев был и остается одним из любимейших его композиторов — и Рихтер вводил меня в мир Прокофьева, объяснял, показывал его так, как он его слышал, чувствовал, понимал. Как-то зашел Нейгауз, постоял, послушал, улыбнулся и ушел, сказав: «Я вам теперь не нужен».
Это эпизод. Но он характерен и для Рихтера, и как проявление того духа, который царил в классе Нейгауза.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

"три кита"

Сообщение Yuriy » Вс ноя 25, 2007 12:53 am

На разных форумах высказывались догадки о причинах, по которым Святослав Теофилович не играл 2-ой Концерт Прокофьева. А ведь этот концерт, 29-я Соната Бетховена и Вариации Брамса на тему Паганини были для него "тремя китами пианизма".

И вот совсем недавно я получил сведения от близкого Рихтеру человека. Маэстро действительно начинал учить этот концерт. Трудно сказать, сколько он успел выучить, но тут умерла В.К.Куфтина, близкий его друг, человек, мнением которого он дорожил. Пришлось отложить работу над концертом. Как только он возобновил ее снова, умер еще один близкий ему человек. Тут Маэстро решил, что это некое предзнаменование и больше к этому концерту не возвращался.

Ответить